О воспитании в купеческих семьях.
"Принципы воспитания в купеческих семьях были направлены на приучение к трудовой жизни, выносливости, укреплению характера. Детям с ранних лет прививалась мысль, что коллективные интересы семьи важны и благотворны для всех. При достаточно высокой детской смертности в XIX в. дети, особенно мальчики, целенаправленно воспитывались так, чтобы иметь твердый характер и ответственность при работе в семейной фирме.
Владелица обувной фирмы (и дочь московского городского головы Королёва) Наталия Михайловна Андреева (1832–1910) стремилась приучить детей к самообслуживанию, ручному труду. Распорядок дня детей был нацелен на избегание праздности и приучение к полезной деятельности. Летом на даче в Петровском парке каждому ребенку выделялась грядка для посадки цветов или овощей.
До смерти главы семьи, мужа Н.М. Андреевой (в 1877 г.), в доме Андреевых было 20 человек прислуги на семью из 12 человек. Позже, оставшись в 44 года вдовой с десятью детьми (старшему было под 30, младшим – 9, 10 и 12), Андреева, чтобы сократить расходы по дому, уволила гувернанток и служанок, и возложила обязанность воспитания младших на старших детей. Старшие дочери помогали матери в бизнесе, ведя всю бухгалтерию. Предпринимательские доходы давались семье с большим трудом, потому она не выделила сыну Василию его доли после смерти отца, а сказала, что оплатила ему обучение в университете и пусть теперь он сам зарабатывает.
Дочь Н.М. Андреевой, Е.А. Андреева-Бальмонт, вспоминала: «Наша мать постоянно говорила: “В наше время неграмотному никуда нет дороги. Ученье – свет, а неученье – тьма” – и особенно часто повторяла последнее. Мне это надоело слушать, и я раз сказала, стараясь скрыть иронию под вежливостью тона: “… как пишется в прописях”. Мать резко повернулась ко мне и ответила, отчеканивая каждое слово: “Да, нахалка, глубочайшие истины пишутся и в прописях”.
о многих купеческих семьях было принято подчеркивать, что богатство дается в результате труда. После смерти мужа Н.М. Андреева отказалась от содержания дорогих лошадей, которые возили сыновей в гимназию, а дочерей на вечера и в театры. Были оставлены два битюга для хозяйственных нужд и две невзрачных лошади «вятки» (лошади вятской породы обычно малорослые, широкогрудые).
Старший сын Алексей не раз в разговорах с сестрами высказывал мнение, что «ездить на вятках после прекрасных лошадей отца унизительно и даже позорно». Услышавшая это мать сказала сыну: «Если тебе так не нравятся эти лошади, ходи пешком, это тебе и полезнее будет». Сын парировал: «Папаша тоже вяток за людей не считал». Тогда мать, как писала Андреева-Бальмонт, с ласковой улыбкой ответила Алексею: «А вот ты, как вырастешь, заработай деньги, как папаша, и купи себе лошадей по вкусу».
Конечно, были семьи, где были просчеты в воспитании, и росли лентяи, доставлявшие родителям, прежде их избаловавшим, большие огорчения. Но в целом, система воспитания была направлена на сохранение семейных капиталов.
Мальчиков готовили к работе в семейной фирме, а девочек к семейной жизни. Однако и многих девочек обучали счету, ведению бухгалтерии, а в богатых семьях также иностранным языкам, чтобы могли помогать мужу или отцу в коммерции.
Если в семье не было сыновей или сыновья – по болезни или неспособности – испытывали равнодушие к бизнесу, то отец готовил в преемницы оборотистую дочь. Так, к примеру, было в семье вышеупомянутой Н.М. Андреевой, которая, оставшись единственной наследницей фамильного дела, руководила семейной фирмой после смерти отца и, по воспоминаниям дочери, ежедневно посещала контору своей фирмы в Китай-городе для работы с торговыми документами.
Имея опыт руководства бизнесом и самостоятельных доходов, Андреева требовала от детей, чтобы они получили образование, которое могло бы дать им в будущем независимый доход. Она же с готовностью оплачивала это образование. Например, ее старший сын Василий учился в Германии, потом окончил историко-филологический факультет Московского университета.
Сын Алексей также учился в Московском университете, но ему пришлось бросить занятия, чтобы помогать матери вести бизнес (хотя оба сына тяготели к науке, литературе, не выражая рвения к предпринимательству).
Дочерей Наталия Михайловна нацеливала на получение профессии учительницы, для чего они учились «у лучших преподавателей московских гимназий и женских институтов». После получения домашнего образования им удалось получить экстерном диплом с правом преподавания в начальной школе и в гимназиях."
Из статьи: Г.Н. Ульянова. "Частная жизнь купеческой семьи в XIX веке по автобиографическим источникам: рождение, в воспитание, вступление в брак, семейные отношения" // Многогранный талант историка. Памяти доктора исторических наук, профессора Авенира Павловича Корелина / отв. ред. д-р ист. наук Ю.А. Петров. М.: Ин-т российской истории РАН, 2019.
На фотографии - Наталия Михайловна Андреева.