Друзья! Специально для нашего Музея Елена Бакланова, потомок купеческих династий Найденовых, Баклановых, Решетниковых написала о своем пра.. дедушке Павле Ивановиче Решетникове:
«На Новодевичьем кладбище, в его «старой» части, втором участке, обращает на себя внимание красивый монументальный крест, сделанный из черного «шведского» траурного мрамора – камня, который в XVIII - XIX веках использовался для сооружения дорогих надгробий. Надпись на постаменте гласит: "Здесь похоронен Павел Иванович Решетников. 1872 – 1910". Это мой двоюродный пра..дедушка.
Сегодня это имя уже никому неизвестно, но в начале XX века Павел Иванович был ярким и очень популярным представителем музыкально - театральной Москвы.
Павел Иванович происходил из известной московской купеческой семьи Решетниковых, которые владели торговым домом «Решетников и сыновья», торговали мануфактурным товаром. Сестра Павла Ивановича, Елизавета Ивановна, вышла замуж за Александра Николаевича Найденова, стала актрисой Малого театра. Его брат, Николай Иванович, был одним из директоров Московского Торгово-Промышленного товарищества, основанного Найденовыми.
П.И. Решетников
А Павел Иванович, красивый и обаятельный молодой человек, очень любил яркую, шумную жизнь, музыкальные представления, театр и .. актрис. В 1908 году он получил наследство и решил, что настал момент исполнить давнюю мечту - создать свой собственный оркестр и стать его дирижером. Имелось в виду получать прибыль за продажу билетов за выступления, как от коммерческого проекта, а попутно – развлекать публику и пропагандировать инструментальную музыку.
Его «отношения» с музыкой были неоднозначны. С одной стороны, он обладал абсолютным слухом, фантастической музыкальной памятью. С другой стороны, он не имел представления о музыкальной грамоте, хотя ее изучение было непременной составной частью воспитания московских обеспеченных слоев населения. Он не умел даже читать ноты.
Принципом его веселой, бесшабашной жизни было: "Мечты - должны сбываться всегда и обязательно".И на этом пути он был готов преодолевать любые препятствия.
На деньги, полученные в наследство, он снял «ротонду» - красивую, в виде купола, постройку в Сокольниках - тогда это была дачная местность, прилегающая к Москве. Набрал музыкантов из числа как любителей, так и профессионалов. Сам назначил себя дирижером. И стал в этом качестве устраивать выступления оркестра.
Та самая "ротонда" в Сокольниках.
Как это стало возможным?
Он наизусть запомнил любимые им, в том числе, и весьма серьезные, инструментальные музыкальные произведения, а незнание музыкальной грамоты компенсировал своими качествами – безукоризненной музыкальной памятью, природным чувством гармонии, артистизмом.
Наверное, поэтому, музыканты, в том числе, профессионалы, признавали его в качестве дирижера и выполняли его инструкции. Этот странный оркестр получал все большую популярность и вскоре стал выступать с основательной концертной программой на регулярной основе по выходным дням. Сидячих мест в театре-ротонде было первоначально очень мало, музыку слушали стоя или прогуливаясь по галерее вокруг ротонды. За вход на галерею и ротонду необходимо было приобретать билеты. Репертуар, который Решетников знал на память, насчитывал примерно десять широко известных произведений. Долго, в течение всего летнего периода, исполнять одни и те же вещи было затруднительно, да и самочувствие Павла Ивановича не всегда было достаточно хорошим, поэтому он стал привлекать к работе с оркестром Константина Соломонович Сараджева, профессионала-дирижера, профессора Московской консерватории, Председателя Общества оркестровых музыкантов.
Сараджев постепенно стал перестраивать концертную деятельность «ротонды», делая ее более профессиональной, «привычной» для публики, значительная часть которой любила и довольно хорошо знала музыку. Концерты подразделялись на музыкальные вечера – всего было устроено 28 «сезонов» легкой музыки и симфонические концерты (их было 18 за время проведения этих выступлений). Популярность оркестра росла, увеличилось и число сидячих мест в ротонде и, следовательно, реализованных билетов на посещение представлений. В 1908 – 1911 годы концерты на «ротонде» приобрели регулярный характер, во время концертных сезонов были исполнены музыкальные произведения примерно 50 русских композиторов. В программу включили, в частности, произведения в ту пору молодых авангардистских композиторов - М.Я. Мясковского и С.С. Прокофьева. Однако с приходом Сараджева роль Павла Ивановича начала заметно сокращаться, а потом и вовсе сошла на нет. Сказались образ жизни, который он вел, и последующая болезнь. Павел Иванович заболел чахоткой.
В истории Москвы сохранилась и история, связанная с кончиной Павла Ивановича Решетникова. Примечательно, что эта история рассказывается в связи с проповеднической деятельностью Старца Захария, в монашестве Зосима, в Троице-Сергиевой Лавре. Дело в том, что мать Павла Ивановича - Анисия Ивановна Решетникова, была известна на всю Москву своими религиозными взглядами, авторитетом среди священнослужителей. Она посещала Лавру, имела беседы со старцем Зосимой, обращаясь к нему за помощью и советом в сложных ситуациях. История, которая приводится в православных текстах, гласит, что Анисия Ивановна очень опасалась за душу своего сына, совершавшего немало непродуманных поступков. Она обратилась за помощью к старцу Зосиму. Он приложил много стараний для того, чтобы направить Павла на праведный путь, но результатов долго не было. Тогда старец в связи с настоятельными просьбами Анисии Ивановны о помощи пошел на крайнюю меру. С тем, чтобы заставить Павла всерьез задуматься о своей жизни и спасении души, он назвал точную дату его смерти.
Узнав, что ему скоро суждено покинуть эту жизнь, Павел, наконец, внял увещеваниям, советам и наставлениям старца, попросил у всех прощения, укрепился в вере, и отошел в вечность, приняв как христианин обряды причастия. Павел скончался именно в тот месяц, день и час, в который назначил ему скончаться старец Зосима».
Свадьба А.Н. Найденова и Е.И. Решетниковой.
История основана на семейных воспоминаниях. Елена Бакланова хранит семейный архив, читает лекции в нашем Музее, а год назад, в условиях самоизоляции, мы были в онлайне в гостях у Найденовых. Пишет статьи для нашего Музея о своих знаменитых предках – мы уже публиковали рассказы о Глебе Владимировиче Бакланове, самом молодом генерале СССР, и Елизавете Ивановне Найденовой, актрисе Малого театра.
Елена, благодарим за предоставленный материал и активное участие в жизни нашего Музея!
О Глебе Владимировиче Бакланове, Елизавете Ивановне Найденове и о других представителях династии Найденовых можно прочитать на Яндекс-Дзен Музея и объединения предпринимателей ОПОРА-СОЗИДАНИЕ: Самый молодой генерал СССР был потомком известной купеческой династииПотомки Найденовых рассказали, кто изображен на картине Константина Коровина "После бала"
Подписывайтесь на Яндекс-Дзен нашего Музея!
Читайте интересные статьи об истории предпринимательства!